Александр Петрович Колбас, старший научный сотрудник института

  1. Как Вы пришли в профессию ученого?

В моей жизни большую роль сыграли учителя, которые как настоящие добрые волшебники, поддерживали и направляли меня в трудные минуты. Студенты часто связывают любимые дисциплины с преподавателем, который ведет за собой, заинтересовывает и мотивирует, а увлеченный человек может свернуть горы. Так, еще будучи студентом биофака университета им. Пушкина с 1997 года я активно участвовал в экологической студенческой науке, именно тогда заведующая биологическим музеем Ядвига Брониславовна Поплавская предложила мне должность лаборанта. С этого времени начался мой путь в науке. После окончания в 1999 году университета и службы в армии, я попал на кафедру ботаники и экологии, где на то время тоже был очень сильный профессорско-преподавательский состав, и наука была неотъемлемой частью образовательного процесса. В 2007 году я поступил в аспирантуру и, благодаря программе Эразмус Мундус, основную работу осуществил в г. Бордо во Франции, а часть в Центральном ботаническом саду НАН РБ в г. Минске. Таким образом у меня было научных 2 руководителя: во Франции – Мишель Менш и в Беларуси – Евгений Антонович Сидорович.

 

 

После защиты диссертации в 2012 году, я 10 лет руководил экологическим Центром БрГУ имени А.С. Пушкина, где также был реализован ряд научных и образовательных проектов, а в 2023 году перешел на работу в институт. Ключевую роль в моем выборе сферы «чистой науки» сыграл директор института Михальчук Николай Васильевич. И еще один волшебник в моей научной жизни – консультант по докторской диссертации – Хомич Валерий Степанович, открывший для меня горизонты географической науки.

2. Чем Вас привлекает Ваша профессия?

Во-первых ее универсальность, возможность приложить все свои способности и навыки – ведь современный ученый естественник – это настоящий человек-оркестр, способный совмещать в себе профессии биолога и химика, географа и математика, менеджера и маркетолога, писателя и переводчика, оратора и учителя, лесника и геодезиста, полевода и животновода, а иногда строителя, шофера и грузчика. Порой это довольно сложно, но с другой стороны это позволяет человеку раскрыть все грани своего таланта. Поэтому, когда говорят, что профессия ученого – это анахронизм, и ее скоро заменит искусственный интеллект, я очень сильно сомневаюсь, что этот прогноз осуществится в ближайшее время, ведь с такими задачами не справится никакой суперкомпьютер. Ученый – это «штучный товар» на рынке труда, подготовка современного научного работника международного уровня занимает десятилетия и требует значительных инвестиций, но именно они определяют векторы развития всей страны, поэтому цель оправдывает средства.

Во-вторых – важной особенностью современной науки является работа в команде, без этого невозможно реализовать ни один крупный проект, поэтому тимбилдинг у нас в науке ежедневный.

3. Где прошло Ваше детство и о какой профессии вы мечтали в этот период?

Всю сознательную жизнь я живу в Бресте, а детство пришлось на финальные годы существования СССР и обретения независимости Беларуси – время перемен, и именно тогда я получил тот заряд критического мышления, когда пересматривались результаты целых эпох и рушились устои и кумиры, по-новому осмысливались все события. В самом раннем детстве я мечтал стать строителем – мне очень нравилось наблюдать как постепенно возводятся здания и из пустоты создается что-то новое, солидное, полезное человеку. Кстати эту детскую мечту я осуществил после свадьбы: я спроектировал и построил семейный дом. В 1990 г. я поступил в восьмой класс только что созданного лицея №1 имени А.С. Пушкина, с того времени полностью погрузился в биологию и химию и с тех пор другой профессии уже не представлял. Логическая цепочка очень простая. Что самое дорогое у человека? Это жизнь. А какая наука ближе всего к этому? Это биология – bios–жизнь, logos–наука. Т.е. наука, изучающая самое ценное, что у нас есть, поэтому, что может быть лучше этой науки? Она открывает все секреты нашей жизни!

4. Что является самым сложным в Вашей работе?

это выбор тематики новых исследований, она должна быть востребованной, отвечать современным проблемам, быть полезной людям, но в тоже время интересной и мотивирующей тебя на работу. Сложно также написание проектов и планирование работ – когда ты предварительно мысленно моделируешь эксперимент и продумываешь все риски и возможные варианты исхода. Эти многоходовые операции чем-то напоминают игру шахматных гроссмейстеров и требуют полного погружения.

Иногда утомляет рутина – постоянно повторяющиеся действия как в фильме «День сурка», но без набора критического количества данных не может произойти качественного скачка, поэтому эти трудности я воспринимаю спокойно. Менее приятные трудности – это бюрократические процедуры, которые зачастую забирают впустую много времени и сил.

5. Можете рассказать о самом волнующем моменте в Вашей научной карьере?

Самый эмоциональный момент в моей карьере ученого – это защита диссертации на степень PhD в г. Бордо во Франции перед международным жюри. Так как защита проходит на французском и английском языках, то для подготовки я более двух месяцев не общался на родных языках, дошло до того, что даже сны снились на французском. По результатам защиты была получена единогласная оценка «отлично». Церемония проходила в присутствии и при поддержке членов семьи, друзей. Это был один из самых «сильных» дней моей жизни.

6. Расскажите более подробно о Ваших научных интересах и наиболее значимых достижениях.

Круг научных моих интересов довольно широк, что позволяет осуществлять мультидисциплинарный подход в проектах:

        • Экотоксикология
        • Фитотехнологии
        • Биогеохимия микроэлементов, биогеохимические циклы
        • Биомониторинг
        • Экологическое право
        • Биоинформатика
        • Биология и экология растений
        • Микробиология
        • Оценка рисков
        • Защита биоразнообразия, охраняемые территории
        • Почвоведение.

Магистральное направление моих работ – это биоремедиация, относительно новая «зеленая» технология лечения, оздоровления загрязненных территорий при помощи живых организмов в первую очередь растений и бактерий, ведь как говорил Гегель: «Где не растут растения, не может жить и человек». Растения при помощи различных стратегий могут как стабилизировать, так и извлекать из почвы опасные загрязнители Важным аспектом таких технологий является конверсия растительного сырья с получением финансовых выгод.

7. Результаты фундаментальной науки принципиально непредсказуемы, польза – неочевидна, по крайней мере в ближайшей перспективе. Стоит ли заниматься фундаментальными исследованиями, в чем их ценность?

В течение научной карьеры я участвовал в десятках фундаментальных проектов, являлся руководителем трех проектов Белорусского республиканского фонда фундаментальных исследований (БРФФИ), поэтому с этих позиций и в том числе как состоявшийся строитель, я с уверенностью могу сказать, что без фундамента, основы, базиса строение не будет надежным и долго не простоит. Поэтому, несмотря на то, что в краткосрочной перспективе значимость и прикладной характер фундаментальной науки не всегда очевидны, их долговременная польза неоспорима. Ведь точно по такой схеме выстроена и философия современных стартапов, из которых выстреливает только каждый десятый, но выгода от него перекрывает все вложенные инвестиции.

8. Что нужно делать в Беларуси для популяризации научных знаний?

Уверен, что популяризация научных знаний – это неотъемлемая часть работы современного ученого. Так, во Франции я наблюдал каждый месяц в центре г. Бордо ученых, которые устраивали небольшие анимации прямо на улице, как говорится, шли в массы, донося простых языком выведенные сложные постулаты. И прохожим нравилось слушать рассказы о достижениях в различных областях науки в неформальной уличной обстановке.

Настоящий ученый должен уметь объяснить суть фотосинтеза даже детям дошкольного возраста. Такой опыт я получил, когда совместно с преподавателями дошкольных учреждений мы издавали пособие «Экологическими маршрутами Зимнего сада». Это была трудная и кропотливая работа, но по своей значимости я бы ее поставил выше многих своих научных публикаций.

9. Что бы Вы хотели пожелать молодым ученым?

Постоянно искать свою тропинку, учиться быть автономным и в тоже время командным, многозадачным, в общем – не бояться стать человеком-оркестром.

10. Как Вы проводите свободное время? Хватает ли его на Ваши увлечения?

Свободного времени немного, поэтому стараюсь максимально его использовать, в том числе и на любимые увлечения: садоводство, конный спорт и вокал. Как видите, эти хобби требуют физических усилий, которые позволяют переключиться и с лихвой компенсируют умственные напряжения по работе.

11. Какие пожелания Вы бы хотели высказать коллективу Института и себе лично?

Коллективу института хочу пожелать оставаться такой же сплоченной универсальной командой мечты – dream team, способной решать любые задачи, которые ставит современная жизнь и конечно же широкого общественного признания работ и научных достижений, а себе лично – участия в масштабных международных проектах, ведь настоящая наука не имеет границ.